Пресвятая Богородице, спаси нас !

Предыдущая страница Назад к списку Следующая страница

Митрополит Киприан. «Раскол» или «ограждение»?

«Имя Церкви — не имя разделения а имя единения и согласия.»
(Свят. Иоанн Златоуст, PG 61:13)

Единство Церкви

В эти дни мы поем чудный кондак Пятидесятницы, который напоминает, что единство Церкви - следствие просвещения Святого Духа: «Егда снишед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». Богодарованное единство, согласие и мир Церкви сохраняется, когда есть единство Веры и верность Церковному Преданию, поэтому только тогда Святой Дух соединяет благочестивых в чудном единении, в котором жила первохристианская Церковь: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32).

Для сохранения единства Церкви мы должны, как чада послушания, иметь абсолютное доверие, как говорили Святые Отцы VІІ Св. Вселенского Собора, «Апостольским и святоотеческим учениям и церковным преданиям». Святой апостол Павел увещевает христиан: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). Отвергающие Предания преданы Церковью анафеме: «Если кто все Предание Церковное писанное же и неписанное отвергает, анафема» (VІІ Св. Вселенский Собор, Определение ). Святые Отцы считали нарушение единства Церкви великим святотатством, поэтому становится понятной эта строгость. Чтобы осознать всю серьезность этого вопроса, приведем некоторые характерные выражения Святителя Иоанна Златоуста:

«Ничто так не огорчает Бога, как разделение в Церкви».
«Гибельнее всего — разделить Церковь».
«Расколоть Церковь не меньшее зло, чем пасть в ересь».
«Даже мученическая кровь не может смыть этот грех».

Ересь экуменизма и календарная реформа

В начале ХХ столетия появилось так называемое экуменическое движение, которое усматривает приближение и скорое единство всех христиан, но не на основании Святого Православия, поскольку это движение считает всех еретиков членами Церкви, а инославные общины Христовыми Церквами. Таким образом, новое заблуждение, ересь экуменизма, начало распространяться и большое несчастье в том, что в 1920 г. эта ересь была официально провозглашена Константинопольской Патриархией внутри Православия. Первым практическим шагом для достижения цели экуменического движения было принятие единого «объединяющего календаря», чтобы все вместе - и православные, и еретики - праздновали великие праздники и уменьшалось чувство разделения. Таким образом, отмена святоотеческого церковного календаря в 1924 г. стала первым шагом на пути развития ереси экуменизма, нарушившим календарное, литургическое единство православных и приведшим к действительно трагическим последствиям.

Затем поборники экуменизма, во главе с патриархами Константинопольскими, путем разных экуменических собраний и своим участием в так называемом «Всемирном совете церквей» (1948 г. и позже), к сожалению, переходят во все более тесные сношеня с различными еретиками, сотрудничая с ними на всех уровнях, молясь и сослужа с ними, вместе подписывая еретические заявления и провозглашая неправославные мнения. Экуменисты пошли так далеко в этом своем курсе, что приступили к сотрудничеству и совместным молитвам даже с представителями нехристианских религий, и ныне выходит, что после утраты предела, отделяющего Православие и ересь, возникла опасность потери предела отделяющего христианство от других вероисповеданий.

Заявление патриарха экуменистов Афиногора (+ 1975 г.) дока- зывает это страшное падение: «Мы обманываем себя и грешим, когда думаем, что Православная Вера снизошла с небес и что все другие учения недостойны. Триста миллионов человек избрали мусульманство, чтобы достичь своего бога и другие сотни миллионов — протестанты, католики, буддисты. Цель каждой религии — улучшение человека»!

Новаторы и обновленцы

Те, которые вносят изменения, реформы и новшества в Церковное Предание называются новаторами и обновленцами. Движимые гордостью, они не только не принимают с верой и благоговением все, что передано нам Святыми Отцами, но стараются навязать свои новшества всем православным, несмотря на последствия (волнения, расколы, оскудение любви, расторжение семей, распад монашеских братств, фанатизм и взаимное сопротивление...). Несчастные новаторы и обновленцы не считают Священное Предание своим «твердым основанием». Поэтому не могут принять боговдохновенные слова Святых Отцов VІІ Вселенского Собора: «Одно верное убежище определяем для себя: не делать никаких нововведений в деле Богопочтения». Наши Святые Отцы считают новшества изобретениями бесовскими, и поэтому они очень строго относятся к новаторам, и советуют нам отвращаться и удаляться от таковых, даже если они ангелы с небес, потому что нам лучше собраться и молиться без них, чем идти вместе с ними в геенну огненную, на вечное мучение.

Очень показателен ответ православных патриархов папе Пию ІХ в 1848 г.: «Все замышляющие новизну — ересь или раскол, — добровольно облеклись, по словам псалмопевца, „в клятву, яко в ризу”, хотя бы то были папы, или патриархи, или клирики, или миряне, пусть даже будет это ангел с неба, и он анафема да будет „аще благовестит вам паче, еже приясте”».

Отвержение новшества и ограждение

Благочестивые православные христиане, которые отвергли ересь экуменизма и другие новшества называются антиэкуменистами и антимодернистами. Они не ходят во след пастырей-экуменистов и новостильников их гибельным путем и не имеют никакого церковного общения с ними, то есть они оградились от новаторов. Этим положением своим они не учиняют раскола в Церкви, а слушаются Святых Отцов и исполняют Священные Правила, которые хвалят и благословляют ограждающихся, то есть тех, кто отмеживается по догматическим причинам от пастырей-новаторов открыто учащих нечестию и ереси.

Раскол бывает только тогда, когда часть духовенства и народа прекращают сношения и общение с каноничными пастырями Церкви «без причины» и «без благой вины» по «вопросам поддающимся лечению» или из-за погрешностей архиереев. Ересь экуменизма, из которой произошла календарная реформа 1924 г., не может рассматриваться как нечто незначительное или «вопрос поддающийся лечению», так как она совершенно достоверно была определена как «нечто намного худшее всеереси», как «болезнь к смерти», как «самый зловещий синкретизм», «хуже всякой ереси», «неслыханное предательство». Следовательно, антиэкуменисты не только не раскалывают Церковь, но составляют отвергшую новшества Полноту Православной Церкви, которая оградила себя от новаторов и противостоит, т. е. подвизается за мир и единство Церкви, не взирая на гонения и клевету против нее. Необходимо полностью осознать, что раскол, который не прощается даже мученической кровью, и огражение, которое спасительно и достойно «чести подобающей православным» — совершенно разные явления.

Новые исповедники Веры

Приверженцы святоотеческих традиций были подвержены страшным гонениям и мучениям, заключениям и ссылкам, извержениям и отлучениям, лишению сана и запугиваниям, унижениям и угрозам, даже до смерти!... Улицы и площади заливались кровью верных чад Православия, тюрьмы наполнялись клириками верными святоотеческому церковному преданию и ссылки познали новых исповедников Веры. К сожалению, новаторы-экуменисты в своем стремлении объединиться с еретиками Запада не только учинили календарное разделение в Святой Православной Церкви, но к тому же воздвигли гонения против благочестивых чад Церкви и пытались насилием навязать им западное новшество путями совершенно противными Христу, Который не принуждает никого идти за Ним, а говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возми крест свой, и следуй за Мною» (Марк. 8, 34), «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоан. 7, 37).

Эти враги святоотеческих преданий признают, что у еретиков есть благодать и таинства и они молятся с еретиками и иноверными, с которыми они открыты и приветливы. С другой стороны, эти враги святоотеческого предания не перестают клеветать против антиэкуменистов, что они якобы лишенные сана и безблагодатные раскольники. Однако, Господь наш благословляет тех, которых злословят за Его имя. Святые Отцы так же ублажают тех, кто переносит страдания, гонение и ложные извержения из сана за стояние в Святой Вере: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Матф. 5, 11); «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить и пронесут имя ваше как бесчестное за Сына Человеческого» ( Лук. 6, 22); «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Матф. 5, 12).

Извержения из сана наложенные новаторами-экуменистами являются недействительными извержениями а лжеизвержениями. Духовенство, держащееся святоотеческих традиций, на самом деле никогда не было лишено сана, а было гонимо. Поэтому оно не только не потеряло Божественную Благодать в своих Святых Таинствах, но приняло обильное благословение Божіе. Благочестивые, когда подвергаются гонениям за Истину и за Веру свою, становятся исповедниками и мучениками, получают еще больше Благодать от Святого Духа и посему они блаженны. Святитель Иоанн Златоуст дважды был несправедливо извержен из сана своими врагами и сослан, но он продолжал исполнять свои обязанности как архиерей: «Он проповедывал, рукополагал многих епископов, множество священников и диаконов и так-же совершал много чудес в ссылке, при жизни и после смерти»!...

«Предание сохрани»

Возлюбленные чада о Господе: «Станем добре; станем со страхом»!... «Малому стаду» Господь наш доверил без новшеств многоценное сокровище Православной Истины. Сохраним это драгоценное наследие со смирением и самоотвержением, с послушанием и доверием к пастырям нашего Священного Синода, с любовью и состраданием, с чистыми намерениями и сердечной чистотой. Если мы будем стоять за православные догматы, церковные предания и святость жизни, то почиет в наших сердцах Дух Святой и Благодать Его нас укрепит, просветит и наставит на путь спасительного исповедания. Мы малочисленны, составляем «малое стадо», но это не должно нас устрашить, так как Господь наш благоволил вверить нам Свою Истину, Свое «Царство». Не станем пренебрегать этим великим благословением и не будем нерадеть, «потому что дни лукавы» (Ефес. 5, 16).

Похвалимся в скорбях, которые встречают нас на пути исповедничества, оставаясь верными нашему призванию, потому что таким образом «Хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5, 2), в надежде, что сподобимся Божественной славы. Верность «малаго стада» в Православном Исповедании уже приносит непредвиденные, чудные плоды: пламя антиэкуменизма горит уже во всех Поместных Церквах. Духовенство и народ упорно борятся против экуменизма; две патриархии (Грузинская и Болгарская) ушли из «Всемирного совета церквей» и другие скоро последуют за ними. Экуменисты находятся в смущении и затруднении; отношение к экуменическому движению вновь пересматривается на всеправославном уровне!... Станем твердо; внемлем; помолимся; будем надеяться! «Надежда не постыжает» (Рим. 5, 5)...

Отрывок из пастырского послания благочестивым и христолюбивым чадам Святой Православной Церкви.
Оригинальный текст - на официальном сайте греческого Синода противостоящих.



Предыдущая страница Назад к списку Следующая страница
Hosted by uCoz