Пресвятая Богородице, спаси нас !

Предыдущий сюжет Назад к списку Следующий сюжет

Мысли о нашем отношении к сергианству

В настоящее время перед РПЦЗ стоит весьма насущный вопрос: внесение ясности в определение такого явления как сергианство.

РПЦЗ с момента своего возникновения мыслила себя неотъемлемой частью всего мирового православия. И совершенно справедливо. Но в течение последующих десятилетий т. н. официальное мировое православие нарастающими темпами скатилось в бездну апостасии1. Однако, несмотря на разрыв с сергианами, имея вполне определенные частные мнения о сергианах как о безблагодатном сообществе2, РПЦЗ не дала своевременной соборной оценки происходящему, как это сделали российские катакомбники3 или греческие старостильники4. Соборного осуждения сергиан не последовало, вероятно, потому, что из этого следовало бы и осуждение всего находящегося в единстве с ними "официального православия", к которому так и не перестала тяготиться РПЦЗ.

Логическое следствие - сближение бывшего синода митрополита Лавра с Московской патриархией, признавая ее за полноценную и ведущую часть Русской Церкви. Это привело с одной стороны - к невозможности сближения с катакомбной церковью, единство с которой всегда констатировала РПЦЗ, с другой стороны - выход из РПЦЗ многих церковных групп, не согласных с политикой сближения с сергианами. В мае 2007 г. РПЦЗ очистилась от этого синода, полностью перешедшего в МП. Но конкретного соборного решения о сергианстве до сих пор так и не сделано. А это продолжает удерживать от общения с РПЦЗ массу русских истинно православных людей.

Отсутствие решимости назвать сергиан безблагодатным обществом основывается на богословских мнениях некоторых отцов, например блаженного Августина5. Однако, там речь идет о схизматиках - раскольниках не нарушивших догматов веры. Говорить о благодати у еретиков, извращающих догматы, никто бы из святых отцов не решился. А сергианство и экуменизм, в которых погрязла МП, однозначно являются ересями.

Другой соблазн, побуждающий говорить о присутствии благодати у сергиан - практика приема клириков из МП в сущем сане. Святитель Филарет (Вознесенский), основываясь на учении Святителя Василия Великого, писал: "Мы принимаем клириков из Москвы не как имеющих благодать, а как получивших ее в самом присоединении. Но признать церковь лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем..."

Еще одна причина, склоняющая к мысли о благодати у сергиан - миллионы верующих, пасущихся в МП. Но, извините, какие они верующие? Верующими были наши предки на Украине, которые 600 (!) лет были жертвами геноцида и издевательств со стороны поляков, стремившихся их окатоличить и ополячить, но которые сохранили свою веру и, благодаря ей, национальное сознание. То же можно сказать о греках и болгарах, выстоявших за 500 (!) лет гонений от турок. Верующими были и есть наши братья - новомученики-катакомбники, претерпевшие все зверства большевиков. А прихожане патриархии - это люди с атрофированной верой, которые, даже без всяких гонений, позволяют себя расхищать волкам в овечьей шкуре. И лучшее, что мы можем для них сделать - со всей определенностью заявить о пагубности нахождения в еретическом обществе сергиан, анафематствовав их.

Уверен, что наша решимость в данном вопросе позволит нам во-первых, сблизится с огромным числом братьев-исповедников и, во-вторых, вселить большую уверенность в сближении с нами мыслящих людей внутри МП.

Иерей Виталий

Примечания

1. Одни церковные сообщества начали служить богоборческой власти, другие внесли новостильный раскол. И все вместе утонули в экуменической деятельности.

2. Митр. Анастасий на одном из епархиальных собраний в своей речи засвидетельствовал: «То, что именуется «Советская церковь», служит Советской власти, а так как эта власть воинствующе безбожная власть, то и «Советская церковь» уже не Церковь; одновременно служить Богу и Велиару нельзя». Митрополит Филарет (Вознесенский) пишет: «Что такое «советская церковь»? Эта лже-церковь дважды анафематствована. Святейший Патриарх Тихон и Всероссийский церковный Собор анафематствовали коммунистов и всех их сотрудников. И произошло страшное дело в 1927 году, когда возглавлявший церковь митр. Сергий своей позорной отступнической декларацией подчинил русскую церковь большевикам и объявил о сотрудничестве с ними. Этого мало. Когда митр. Сергий обнародовал свою преступную декларацию – от советской церкви сразу отделились верные чада и создалась Катакомбная Церковь. А она, в свою очередь, анафематствовала официальную церковь за ее измену Христу. Ещё в 1949 году архимандрит Виталий (Устинов) в ответ на вопрос «иеромонаха» Антония (Блюма), будущего патриархийного митрополита Сурожского: «Отец Виталий, что вы обо мне думаете?» – ответил так: «Знаете, вы человек честный, поэтому я вам прямо отвечу. Если бы я хотел быть вежливым, я бы сказал: вы просто не священник, но я вам правду скажу: вы – священник сатаны...». 10 лет спустя, отвечая проф. Поспеловскому из Канады, сокрушавшемуся по поводу закрытия храмов в «России», епископ Виталий (Устинов) сказал: "Пусть все закроют! Разве вы не понимаете, что это капища сатанинские?"

3. Конец 1940-х годов - это крайний срок, начиная с которого представители решительно всех оппозиционных митр. Сергию течений признали экклезиологическую правоту иосифлян о безблагодатности сергиан, и с тех пор это мнение сделалось общим экклезиологическим воззрением всего русского православного народа, не признавшего новой антицерковной политики митр. Сергия (Страгородского).

4. 13/26 мая 1935 г. греческие старостильники выпустили Исповедание, в котором они среди прочего заявляли: "Те, кто управляет ныне Элладской Церковью, разделили единство Православия посредством календарного новшества и раскололи греческий православный народ на две противостоящих друг другу относительно календаря части. Они не только нарушили Церковное Предание, освященное семью Вселенскими Соборами и утвержденное вековой практикой Восточной Православной Церкви, но затронули также и догмат о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Посему те, кто ныне управляет Греческой Церковью, своим односторонним, антиканоническим и бездумным введением григорианского календаря совершенно отсекли себя от ствола Православия и объявили себя, в сущности, раскольниками по отношению к Православным Церквам, стоящим на основании семи Вселенских Соборов и православных законов и преданий..."

5. "Схизматические общества, удерживавшие и по своём отделении от церкви свою церковную веру, - с точки зрения блаж. Августина, - походили на ручейки, отделившиеся от главного потока. Они содержат ту же самую веру, ту же самую воду, но всегда подвергаются опасности без пользы засохнуть, если не сольются с главным руслом и не войдут в единство основного течения... "



Предыдущий сюжет Назад к списку Следующий сюжет
Hosted by uCoz